Красивый заголовок
Немного теории
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Первый месяц
Второй месяц
Третий месяц
От трех до шести месяцев
Седьмой-восьмой месяц
Девятый-десятый месяц
Одиннадцатый-двенадцатый месяц
Уровень развития речи в два года
Уровень развития речи в три года
Уровень развития речи в четыре года
Уровень развития речи в пять лет
200x150
Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорожденных по таким реакциям:
  • Изменения общей двигательной активности.
  • Сморщивание лба.
  • Движения век.
  • Вздрагивания.
  • Изменения ритма и частоты дыхания.
  • Поворот глаз и головы к источнику звука.
  • Торможения сосательных движений.
  • На 3-4 – ой неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.
    55x150
    Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит – произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития эти звуки утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками.
    75x150
    Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в –и и т.д. В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков.
    55x150
    Гуление преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков какадом: аль –ле-е-лы-агы-аы. Они делаются продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом.
    75x150
    Для развития речи в этом возрасте представляется важным возможность подражания голосовым реакциям взрослого. В этом возрасте появляется лепет, т.е. произнесение отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Из гласных чаще других производится звук а в сочетании с согласными п, б, м, д, т, к. Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги. Период лепета очень важен, т.к. малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует одновременно физический и фонематический слух. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия.
    55x150
    Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, т.к. он уже способен копировать интонаци. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
    75x150
    Дети понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи.
    55x150
    Первые слова – это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и проистейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка.
  • Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
  • Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
  • Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
  • Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).
  • После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
  • К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
  • Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
  • В речи много глаголов в повелительном наклонении.
  • Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
  • Неустойчивое произношение многих слов:звук товыпадает, то заменяется, то произносится верно.
  • Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
  • У части детей слабый, тихий голос.
  • 75x150
  • Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
  • Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
  • Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  • Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
  • Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
  • Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
  • Понимает несложные сюжетные картинки.
  • 55x150
  • Словарный запас достигает 2000 слов.
  • В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
  • Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  • Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  • В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  • У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
  • Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
  • Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
  • 75x150
  • Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  • Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
  • Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
  • Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
  • Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  • Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
  • Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
  • © Roalmen 2010
    Hosted by uCoz